Долгое время алмаз считался непригодным для обработки из-за высокой твердости. До XV века мастера ограничивались только обдиркой камня — удаляли смолоподобный панцирь. Если экземпляр имел естественные грани, их полировали для усиления блеска.
По-другому поступали только индийские гранильщики. Если камень был чистым и прозрачным, они оставляли его естественные грани нетронутыми. А экземпляры невысокого качества гранили — покрывали небольшими гранями для маскировки дефектов. Огранка выполнялась произвольно, а природная форма камня не менялась.
По мере развития ювелирного дела принципы огранки совершенствовались. Алмазу придавали форму правильного октаэдра, а нижний угол отпиливали на 1/18 диагонали. Соотношения сторон и углы наклона меняли методом проб и ошибок.
Подход изменился в 1919 году. Математик Марсель Толковски, выросший в семье ювелира, разработал теорию идеальной огранки круглого алмаза на основании принципа полного внутреннего отражения. Он определил геометрические параметры камня, в котором его оптические свойства проявляются лучшим образом.
Теория, разработанная Толковски, легла в основу всех остальных видов огранки. Спустя 20 лет В. Эпплер предложил свою формулу, в настоящий момент признанную самой универсальной и приемлемой. Также распространены скандинавская бриллиантовая огранка, огранка Реча и Джонсона: все они имеют круглую форму с 57 гранями, но немного разные соотношения сторон и углы наклона.
Во время огранки алмаз покрывают фацетами — многочисленными плоскими поверхностями. Всего их 57, поэтому в российской кодировке бриллиантовую огранку обозначают как Кр-57: круглая форма, 57 граней.
Ограненный алмаз условно можно разделить на две части: верхнюю и нижнюю. Та, которая в украшении обращена наружу — плоская и круглая. Она называется короной, а ее самая широкая часть — площадкой. Верхняя часть состоит из 33 граней.
Тыльная часть камня, острая на конце — это павильон. «Острие» называют каллетом. На тыльной стороне расположено 24 грани.
«Пояс» между тыльной или лицевой стороной называется рундистом. Он должен быть ровным, аккуратным и тонким, иначе игра света будет нарушена.